Вхід для користувачів
 




29 травня 2011

Цензура, жигули и корова

Новое правительство страны, консолидировав в своих руках законодательную и исполнительную власть, подбирается к судебной, ограничив полномочия Конституционного суда и приготовившись обновить судейский корпус, а также попугивает власть четвертую. Новый закон о СМИ грозит прессе и телевидению огромными штрафами за несбалансированность, а новости на ведущих телеканалах постепенно становятся похожи друг на друга, как копии одной и той же видеозаписи. Оппоненты режима бьют тревогу, Брюссель настороженно призывает хранить достижения демократии, а власть категорически заявляет: вся критика со стороны Евросоюза инспирирована оппозицией – этими нехорошими людьми, которым лишь бы плюнуть в родную страну! Посмотрите, ведь закон о СМИ еще не был переведен на английский, а его уже ругали с брюссельских трибун. То есть понятно, чьи уши за всем этим торчат! 

Думаете, это сон кого-либо из украинских политиков, в котором явь смешалась с тайными желаниями? Нет. Это – реальность Венгрии, страны-члена и в настоящий момент – председателя Евросоюза.

С этой страной нас объединяет как минимум совместное прошлое, проведенное в соцлагере, и очень многое в настоящем. «А как у вас с общественным телевидением?» – спрашивает меня венгерский коллега. «У нас его за 20 лет независимости так и не появилось», – отвечаю я. «Да вы что?!» – изумляется собеседник. «Да, оно до сих пор государственное», – объясняю я. «А! Так у нас же тоже! – приходит в чувство коллега. – Просто называется общественным».

Оппоненты и сторонники нового венгерского закона о СМИ порой плавают в аргументации. Например, медиаюрист, заявляющая, что отныне общественные телевидение и радио обязаны пользоваться только новостями национального же информагентства, не может сказать, в каком именно законодательном пункте это прописано. А представитель Совета по СМИ – драконовской, по мнению его оппонентов, структуры, назначаемой на девять лет и состоящей сплошь из людей правящей партии – уходит от ответа на вопрос, будет ли мнение оного Совета об объективности того или иного телеканала влиять на продление лицензий и результаты конкурсов по частотам… Согласитесь, путаться и юлить – это так по-нашему!

Венгерские чиновники, лояльные к власти лица и просто осторожные граждане подчеркивают: хоть в законе и прописаны штрафы за несбалансированность, никого, на самом деле, штрафовать не будут. Правда же, это тоже постсоциалистическое иезуитство: принимать законы, нормы которых, оказывается, написаны совсем не для того, чтобы исполняться…

Разделенное журналистское сообщество, в котором далеко не всегда существует понятие профессиональной солидарности. (Оппозиционные – за оппозицию, «общественные» и провластные – за власть, коммерческие – за себя родимых и тоже за власть, потому что она теперь позволяет им больше зарабатывать на рекламе.) Представители власти, дающие интервью только «правильным» СМИ и меняющие риторику в зависимости от того, выступают они перед Баррозу или же местными коллегами и избирателями. У нас с венграми столько общего – даже поговорка: «Если у меня корова сдохла, то пускай и соседская помрет».

Евросоюз способен критиковать, оказывать давление на правительство, он добился внесения целых четырех поправок в закон, состоящий из более чем 200 статей… Но Брюссель не может решить проблемы венгерских медиа, политики и общества за самих венгерских журналистов, политиков и граждан. «Демократия должна иметь более глубокие корни, чем у нас», – сетует редактор левой ежедневной газеты Nepszabadsag Габор Хорват. По его словам, «никто не мог предположить, что Виктор Орбан (в июне 1989 требовавший свободных выборов и вывода советских войск. – Авт.) выступит против свободы слова». «Мы думали, что именно это поколение политиков перешагнет в будущее, поменяет стиль. Но нет, они понимают свою власть как абсолютную. У них не западный менталитет, а восточный. Насколько восточный – трудно сказать, – грустно размышляет господин Хорват. – Общество же разочаровалось в западных ценностях, потому что ожидало чуда, хотело сразу поменять жигули на фольксваген. Но жизнь сложнее, и австрийцы, чьим автомобилям у нас завидуют, на самом деле больше и лучше работают. Мы же все тоскуем по социальной стабильности и распределению нашей «пятой точки», гарантированному прежней системой».

Побывав в Будапеште и пообщавшись с венгерскими чиновниками, политиками и журналистами, можно было бы начать писать о двойных стандартах Евросоюза, детально критикующего состояние демократии в Украине и при этом возглавляемого сегодня по ротационному президентству Венгрией, во главе которой стоит противоречивое правительство Виктора Орбана. Но, честно говоря, не хочется ударяться в такую патетику. Ибо в том и заключается венгерский урок, что начинать надо с самокритики, самоорганизации, собственной инициативы и веры в свои силы. Иначе так и будем десятилетиями искать утешения, поглядывая, насколько плохи дела у соседской коровы. 

 

 Автор: Варвара Жлуктенко 

http://profil-ua.com




Коментарі

 


RSS 2.0 contacts home