Вхід для користувачів
 




14 жовтня 2011

Плагиат Артамоновой. За гранью безумного или просто скверный анекдот?

Автор: С.Л.Синицына 

О том, как И.М. Артамонова – заведующая кафедрой журналистики Донецкого национального университета (Украина), – переведя дипломные работы студентов журфака МГУ им. Ломоносова, стала доктором наук по социальным коммуникациям. .



Плагиат Артамоновой. За гранью безумного или просто скверный анекдот?

Эта статья написана как логическое продолжение темы о конкретном плагиате: вполне удачной попытке г-жи Артамоновой (Донецкий национальный университет, Украина) посредством простого подстрочного перевода многочисленных исследований известных и молодых российских ученых получить диплом доктора наук.

Все же попытки остановить полный, откровенный до декларативности нигилизм, господствующий в сфере украинских социальных коммуникаций, до сегодняшнего дня оказались почти безуспешными. Частично об этом можно прочесть в моей статье «Дело Артамоновой. О проблеме плагиата в науке на одном конкретном примере» (www.relga.ru. №2.2011 г.), а также в статье «SOS. Украинский плагиат», написанной мною в соавторстве с д.ф-м.н., проф. Е.С.Семенкиным (trv-science.ru). Здесь стоит упомянуть, что главный редактор научно-культурологического журнала «Relga» д.ф.н., профессор, известный на постсоветском пространстве специалист по теории и истории масс-медиа А.И.Акопов, а также редактор «Relga», бывший аспирант А.И.Акопова, а ныне к.ф.н., доц. А.А.Гарматин пострадали от плагиата г-жи Артамоновой, присвоившей концептуальные части исследования Гарматина по интернет-телевидению. Кроме того, М.В.Симкачева – к.ф.н., доцент Казанского (Приволжского) федерального университета опубликовала с развернутыми комментариями свое обращение в ВАК Украины по поводу прямого бесстыдного присвоения её текстов Артамоновой («Про етику вченого. Плагіат як професійно-етична проблема» онлайн-журнал «Український огляд» (ukrrevue.ucoz.ua) и русскоязычный вариант в издании «Троицкий вариант – Наука» «Об этике ученого. Плагиат как профессионально-этическая проблема» (trv-science.ru)).

Однако уже не сам факт плагиата и не попытки вернуть ситуацию в социально-нормативную и правовую системы заставили меня вновь вернуться к этой теме.

Проблема оказалась более сложной, я бы даже сказала, аномальной, нежели представлялась. Диссертационные материалы (монография, автореферат, статьи, сама диссертация) – это далеко не банальный плагиат, хотя и совершенный в особо крупных размерах. То, что монография г-жи Артамоновой, на первый взгляд, – это всего лишь на скорую руку скомпонованные в нужной последовательности части более-менее подходящих по теме российских кандидатских и докторских диссертаций, учебных пособий, монографий, статей, уже никого не удивляет. Особенно в эпоху, когда, по мнению большинства, плагиат стал привычным явлением. Но те факты, которые были выявлены недавно, свидетельствуют уже не об ординаром присвоении чужой интеллектуальной собственности, и не о тривиальном желании получить все те социальные блага, которые, как бы априори, предусматривает высшая научная степень доктора наук, а об ином: О развитии банального сюжета о плагиате только в духе скверного, явно абсурдистского анекдота начала XXI ст. Почему я так считаю, объясню фактами, которые даже не предполагают комментариев. 

Так, в дополнение к тем многочисленным фактам плагиата в диссертационных материалах г-жи Артамоновой, о которых уже писали и я, и Симкачева, и которые сами по себе циничны, хочу предоставить новые, репрезентирующие принцип радикального извращения (Бодрийяр). Они свидетельствуют о полном разрушении здравого смысла. Казалось бы, куда еще ни шло: позаимствовать части научных текстов у признанных докторов наук или же подающих надежды кандидатов наук. Но получить диплом доктора наук, присвоив тексты дипломных работ чужих студентов?!… Поистине, такое возможно только в анекдоте или театре абсурда. А вот Артамонова в действительности не погнушалась позаимствовать значительные части текстов дипломных работ студентов, специализирующихся на Интернете. Эти работы были выполнены под руководством к.ф.н., доц. И.И.Засурского в 2007 г. на факультете журналистики МГУ им. Ломоносова и уже с 2007 г., собранные в тематический сборник, находятся на свободном доступе на нескольких сайтах в Сети, где их может найти любой пользователь Интернета. Но г-жа Артамонова, получившая степень доктора наук по социальным коммуникациям за работу по Интернет-журналистике, так и не смогла понять, что же такое Интернет и что информацией в Сети может пользоваться каждый.

Ссылок ни на сайт «Лаборатории конвергенции» (convergencelab.ru), где на свободном, бесплатном доступе размещены тексты дипломных работ, статьи, исследования студентов, ученых «Лаборатории…», ни на находящийся тоже на свободном доступе сборник «Интернет и интерактивные электронные медиа: Исследования» под редакцией И.И.Засурского, в монографии Артамоновой, естественно, нет. В таблице я привожу лишь наиболее показательные примеры некоторых фактов, явно свидетельствующих о присвоении частей текстов российских студентов г-жой Артамоновой для вполне успешного получения степени доктора наук в Украине.

Когда были обнаружены именно эти факты плагиата, то передо мною с особой отчетливостью встали три вопроса. 

Вопрос первый. Если даже учесть, что г-жа Артамонова, давно (с 1973 г.) работая в вузе, так и не поняла, что же такое по своей сути студенческие дипломные работы и, главное, что представляет собою Глобальная Всемирная Сеть, то неужели и члены специализированного ученого совета и члены экспертного совета по социальным коммуникациям ВАК Украины тоже оказались невеждами? Неужели надо допустить, что никто из членов двух советов, специализирующихся в области социальных коммуникаций, не знал о существовании этого сборника дипломных работ? Никто не прочел во вступительном слове Я.Н.Засурского, предваряющем этот сборник, что «работы молодых исследователей представляют на суд научной общественности свои заявки на открытие в интернете новых интересных событий и явлений» (с.8)?

Вопрос второй. Даже если принять, что никто из членов специализированного ученого совета и членов экспертного совета по социальным коммуникациям ВАК Украины не знал о существовании этого сборника, то как они могли не отличить уровень дипломной работы студента от уровня квалификационной работы, представленной на соискание научной степени доктора наук? Примечательно, что к.ф.н., доц. Иван Засурский в предисловии к сборнику специально акцентировал: «Высокий и очень высокий уровень проведенных исследований позволяет надеяться на то, что в области изучения интернет-коммуникаций отечественная наука займет и удержит подобающие ей лидирующие позиции… Вместе с тем хотелось бы отметить: для многих работ остается актуальной проблема нехватки научной литературы и источников. Серьезных научных исследований на русском языке крайне мало, и далеко не всем студентам удается привить себе привычку внимательно относиться к изучению научной литературы на языке оригинала. Впрочем, мы надеемся, что с публикацией этого сборника цитирование одних и тех же книжек резко сократится в связи с известным кризисом жанра, в то время как понимание многих изложенных в этих томах вопросов возрастет» (с.10, 11). Неужели члены двух советов, специализирующихся исключительно по социальной коммуникации, не почувствовали того, что взгляд на Интернет г-жи Артамоновой, представленный в диссертационных материалах, не отвечает её возрастным особенностям и обусловленному ими способу артикуляции мира, в том числе и научных проблем? Например, Я.Н.Засурский в предисловии к сборнику дипломных работ такой подход отметил специально, написав, что «взгляд молодых особенно ценен: они выросли с компьютером и интернетом и, открывая новый формат исследований процессом коммуникаций в условиях наступающего информационного общества, они острее видят динамику развития онлайнового пространства» (с.9).

Вопрос третий. Неужели в Украине не найдется ни одного официального института, который способен был бы вернуть ситуацию с плагиатом г-жи Артамоновой в нормативно-правовую систему координат?

Читать полный текст: http://www.chaskor.ru/article/plagiat_artamonovoj_25231 

Источник trv-science.ru 




Коментарі

2013-07-10 18:00 гость
Новая статья Синицыной Хроники дела Артамоновой О том, как был выигран суд по плагиату Артамоновой httpwww.relga.ruEnvironWebObjectstgu-www.woawaMain?textid=3597&level1=main&level2=articles
2013-06-24 20:26 Синицына
httpwww.chaskor.ruarticleplagiat_perekrestok_grazhdanskoj_pozitsii_i_vozmozhnosti_informatsionnogo_prava_32585
Это статья о том, как суд признал плагиат Артамоновой
2013-02-15 22:03 Гость
И еще одна статья о плагиате Артамоновой httpwww.relga.ruEnvironWebObjectstgu-www.woawaMain?textid=3467&level1=main&level2=articles
2012-12-05 21:22 гость
Посмотрите, как на странице родного университета Артамоновой её славят. Интересно, у них все такие, как знаменитая плагиаторша?
httpuk.wikipedia.orgwiki%D0%94%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D1%96%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D1%96%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82
2012-10-26 17:27 Гость
Новая статья Синицыной о новых фактах плагиата Артамоновой
Превращения Артамоновой, почти как у Кафки
httpukrday.comnovosti.php?id=41458
2012-10-24 13:43 Гость
Это продолжение истории дело Артамоновой. В статье Синицыной, которую опубликовал в «Частном корреспонденте» Засурский, рассказывается о том, как можно и нужно отстаивать право на качественный научный продукт даже в судах Украины. Статья называется Неправомерное заимствование. История одного плагиата httpwww.chaskor.ruarticlenepravomernoe_zaimstvovanie_29884
2012-09-27 10:03 Гость
Это статьи из интернет-издания Частный корреспондент от 13 сентября 2012 г.
httpwww.chaskor.ruarticlelyubitelyam_legkoj_zhizni_pora_uchitsya_dumat_samostoyatelno_29452
Обязательно перейдите по всем ссылкам. Много еще интерсного
2012-09-27 09:58 Гость
Продолжение истории читайте по ссылкам. Обратите внимание, что о плагиате Артамоновой знает и премьер-министр России Медведев



«Любителям лёгкой жизни пора учиться думать самостоятельно»
Медведев начинает войну с плагиатом

Как следует из новой записи в видеоблоге премьер-министра России Дмитрия Медведева, правительство намерено искоренить практику списывания в высших учебных заведениях, а потом может дойти и до школы. В случае реализации намеченной программы действий российскую систему образования ждут радикальные перемены, результаты которых смогут ощутить все.


13.09.2012 1810






Победить плагиат легко
Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов.





Плагиат Артамоновой
О том, как И.М. Артамонова – заведующая кафедрой журна
2011-12-13 11:09 vania
Обращение к заведующему кафедрой новых медиа МГУ им.Ломоносова И.И.ЗасурскомуУважаемый Иван Иванович! Вы постоянно позиционируете себя, как борец за права человека в современном обществе, как последовательный защитник интеллектуальной собственности и авторских прав. То, что Вы перепечатали статью Синицыной о плагиате, совершенном Артамоновой из дипломных работ Ваших бывших студентов, дали комментарии, свидетельствует о Вашей четкой и однозначной позиции в этом деле Вы признали и подтвердили факт плагиата Артамоновой. С момента публикации статьи Синицыной прошло почти два месяца. Естественно, что Вы, как последовательный и принципиальный человек, не могли в этом деле, которое напрямую задело Вашу честь ученого, заведующего кафедрой, активного члена факультета журналистики МГУ, общественного деятеля, ограничиться только перепечаткой материала. Не могли бы Вы рассказать, что уже сделано Вами в деле отстаивания интеллектуальной собственности и авторских прав? Какова реакция украинской стор
2011-12-13 11:06 vania
Обращение к заведующему кафедрой новых медиа МГУ им.Ломоносова И.И.Засурскому
Уважаемый Иван Иванович Засурский! Вы постоянно позиционируете себя, как борец за права человека в современном обществе, как последовательный защитник интеллектуальной собственности и авторских прав. Заведующая кафедрой Донецкого национального университета Артамонова, чтобы получить диплом доктора наук, присвоила в огромном количестве части тестов дипломных работ Ваших студентов. Это стало достоянием общественности. В интернет-издании «Частный корреспондент», главным редактором которого Вы являетесь, 13.10.2011 г. была опубликована (с ссылками на сайт «Троицкий варианта-Наука») статья С.Синицыной «Плагиат Артамоновой за гранью безумного или просто скверный анекдот?» (httpwww.chaskor.ruarticleplagiat_artamonovoj_25231) с говорящими врезками от редакции, комментариями на форуме и Вашими и А.Алексеевой, принимавшей активное участие в подготовке сборника дипломных работ. То, что Вы перепечатали и поддержали ста
2011-11-12 21:47 светлана
Вот один из примеров гражданского самосознания и общественной позиции в сложных социальных условиях - статья Льва Клейна От шпаргалки до мигалки
Как наказывать студентов за массовое списывание работ из Интернета (где к их услугам специальные сайты с готовыми работами на любые темы), когда профессора списывают У СТУДЕНТОВ свои докторские диссертации (казус Артамоновой из Донецка, остающейся доктором и профессором), когда существуют мастерские по изготовлению диссертаций на заказ, когда вице-президента Академии наук обвиняют в плагиате, приводя в доказательство списанные им тексты! Мне представляется, что в условиях, когда власти (России и Украины) не могут (или не хотят) принимать действенных мер по устранению этой ситуации, самим учителям и профессорам, работникам школы и высшей школы нужно подумать о том, как со школьных лет закладывать основы неприятия списывания
httptrv-science.ru20111108ot-shpargalki-do-migalki#more-12819

 


RSS 2.0 contacts home